Важнейший стратегический продукт народного хозяйства — зерно, определяет устойчивое функционирование АПК страны, обеспечивает некую продовольственную безопасность. Темпы выращивания зерновых влияют на развитие сельского хозяйства, а также на планы функционирования перерабатывающих отраслей пищевой, химической и других сторон промышленности. Доставку больших объемов, или всего урожая зерновых осуществляется специализированными вагонами, такими как зерновоз хоппер. Это профильный транспорт, предназначенный для транспортировки зерна, муки, кукурузы, шрота, жмыха и т.д.
Значение зерна для народного хозяйства
Значение зерна для народного хозяйства растет в силу таких особенностей качеств зерновых, как способность при установленных условиях к перманентному хранению с сохранением всех свойств и пищевых ценностей. Одним из таких критериев является его транспортабельность. Зерно является стратегическим продуктом, поскольку его стоимость влияет на все остальные ценовые показатели продукции и получаемые другими отраслями для производства пищевых продуктов. Исторически определено значение и место зерна и зернопродуктов в питании человека. Это продукты массового и повседневного питания человека.
Важнейшее сырье
В нашей стране пшеница является главной продовольственной культурой. Институт питания АМН посчитал обоснованные нормы потребления хлебопродуктов. На продовольственные цели требуется пшеницы около 75%, ржи – 14%, крупяных зерновых (риса, гречихи, гороха, фасоли, чечевицы) не менее 9%. И только 2% приходятся на овес, кукурузу, ячмень. Немаловажным является то, что хлеб, крупа, макароны, служат основой питания человека, обеспечивающих 40% общей калорийности питания.
Они поставляют в организм человека 50% белка, 60% углеводов. Зернофуражные корма для животноводства составляют от всей то доли выращенного зерна 56%, и поставляют 90% белка и 63% углеводов. Первое место для человека среди зернопродуктов занимает хлеб, как необходимая для пополнения энергии пища. Человек за 60 лет жизни съедает 15 тонн хлеба.
Транспортировка зерна
В народном хозяйстве есть несколько способов транспортировки зерна. В частности, на небольшие расстояния до 100-200 км возможно использования автотранспорта. Доставка зерна в другие регионы, а тем более страны, осуществляется по железной дороге, куда, конечно же доставляется зерно машинами. А уже из складов при железной дороге, оно грузится в вагоны – хопперы и перевозится в требуемую точку доставки.
Зерновоз хоппер бывает нескольких разновидностей: с круглыми или прямоугольными загрузочными люками. Цвет, как правило, у вагона коричневый или зеленый. Имеет он и специальные определяющие принадлежность надписи: зерно, минеральные удобрения.
История модели
Изначально мастер-модель без тележек и надписей модели вагона-хоппера для перевозки зерна заявила фирма ТТ. Модель представлена в 2005 г. на выставке в ЦМЖТ в Петербурге.
Уже в 2007 г. вагон –хоппер появился в таком виде, чтобы его можно было производить серийно. На модели было много накладных специальных металлических деталей, а именно, маховики, лестница, поручни, трубки и т.д. Были привязаны тележки и его масштабные размеры, грузоподъёмность определены как зерновой хоппер. В 2007-2008 гг. разработана новая модель, а в 2008 г. выпускаются две партии моделей хопперов «Зерно» и «Минеральные удобрения» с 8-значными номерами.
Сегодня есть разновидности моделей коричневого цвета, а с 2010 г. появилась первая партия моделей зелёного цвета. Так, 2011 г. ознаменовался моделью с крышей с прямоугольными загрузочными люками из эпоксидной смолы.
Эффективность Хоппера
Есть определенные обстоятельства, и поэтому хоппер-зерновоз спроектирован таким образом, чтобы быть одинаковой длины, как и крытые вагоны. В обязательном порядке сделаны по аналогии и расположены люки на крыше. Это позволило избежать переоборудования погрузочно-разгрузочных устройств. Поэтому хопперы успешно конкурировали с крытыми вагонами и сегодня эффективно работают в системе транспортирования зерна на длительные расстояния и при международных перевозках.
Грузоподъемность хопперов возросла до 70 т., поэтому часть вагонов этой конструкции перевозит минеральные удобрения.
Правила транспортировки
Профильное министерство приняло законодательные акты с регламентом способов и видов транспортных вагонов для перевозки зерновых культур с приложением требований госнадзора, санитарных норм и многое другое. Главное требование — перевозка должна осуществляться в приспособленных вагонах качественно, безопасно, без изменений ключевых характеристик сырья. Вагоны должны соответствовать нормам пожарной безопасности из-за легко воспламеняемого груза.
При этом продукт не должен превышать такой показатель, как влажность более 10% и менее 5%. Такой вид вагона, как хоппер предназначен для перевозки зерна и пищевых продуктов и является отличным конкурентом вагонов, перевозящих зерно насыпью.