Зерновые культуры выращивают во всем мире. Пшеница и рожь, другие зерновые – занимают особую нишу в экономике нашей страны. Хлеб, как говорили в старину – всему голова. Он основной продукт ежедневного рациона питания человека.
Значение зерновых культур для народного хозяйства
Также, фуражное зерно – востребованный продукт в сельском хозяйстве, это концентрированный корм для животных. Зерно используют во многих отраслях промышленности. При производстве ценных пищевых продуктов животноводства — мяса, яиц, жиров, молока, расходуется более половины выращенного зерна. Зерновые – источник растительного белка, без которого не возможны обменные процессы в организме, жизнедеятельность в целом. Зерно ячменя – источник пивоварения, другие зерновые культуры используют при производстве спирта, и применяют в фармацевтической, технической промышленности. В стране перерабатывается более 90% зерна, чтобы удовлетворить спрос населения на изделия из муки. Перевозка зерновых культур – основа экономики многих отраслей.
Способы транспортировки зерновых культур
Как и способ выращивания зерновых, так и их транспортировка традиционно заключены в схему, которая продиктована спецификой производства. Выращенный хлеб необходимо доставить с поля на зерноприемный пункт. А это может быть сушильная площадка (ток), временный хлебоприемный пункт, элеватор, завод по производству муки.
Есть смешанный способ перевозки. Доставляется продукт и на железную дорогу в основной хлебоприемный пункт, из которого затем идет погрузка железнодорожных вагонов. А также, речной порт со своими складами, из которых затем будет вывезено зерно на плавсредствах.
К каждому из таких перевалочных пунктов необходимо доставлять зерно самым удобным и подходящим для региона способом.
Почему доставляется продукт с поля не сразу на мукомольный завод, понятно. Дело в том, что ни один, даже самый крупный завод не может справиться с объемами подвозимого зерна после сбора урожая. Как известно – это миллионы тонн. Поскольку это не скоропортящийся продукт, его можно успешно хранить долгое время при определенных условиях, поэтому первоначально складируют зерно именно на перевалочных базах.
Доставка зерна
Первая схема доставки зерновой продукции – комбайн – ток, осуществляется автотранспортом, специально подготовленном для этого случая. Это самосвалы или прицепы с боковой выгрузкой, но с высокими бортами и защитой от ветра и влаги. Специализированный транспорт, как правило, используют по назначению, он способен обеспечить качественную перевозку зерновых. Герметичность кузова, его вместимость и удобство выгрузки – основные критерии перевозчика продукта.
Такой автомобиль следует за комбайном во время уборки зерновой культуры (прямое комбайнирование), и зерноуборочная машина нагружает непосредственно емкость грузовика (разгрузка на ходу). Затем, продукция с поля доставляется на промежуточный склад. Такой способ наиболее эффективен и повышает производительность уборки по сравнению со способом перезагрузки зерна из комбайна в автомобиль на 15-20%.
Возможна, также, уборка зерна комбайном, который загружает вначале продуктом свой бункер. И уже с него загружает кузов специализированного бортового самосвала. Это способ также, активно используется, поскольку традиционно во время уборки могут возникнуть неблагоприятные погодные условия и транспорту усложняется путь проезда по полю.
Условия транспортировки
Спецавтомобили используются для перевозки зерновых на небольшие расстояния. Их функции определены, а задача стоит всегда одна — доставка продукта с минимальными потерями.
Перевозка и доставка продукции осуществляется железнодорожными вагонами. Подвижной состав, также должен соответствовать всем требованиям и нормам по транспортировке зерна. Каждый грузовой вагон оснащен всеми необходимыми средствами, обеспечивающими сохранность зерна, проветривание, его температуру (не более 30 градусов), быть обработанными на предмет отсутствия грызунов, вредителей – насекомых и т.д.
На законодательном уровне установлены специальные правила перевозок зерна, комбикормов, жмыхов и шротов, а именно — в вагонах – зерновозах насыпью или навалом в упаковке в универсальном вагоне.
Для этого сегодня используется и такой абсолютно новый вид транспортировки — вагон — хоппер, который перевозит зерно и другие сыпучие пищевые продукты (сахар-сырец, жом, отруби, шрот, комбикорм, и пр. которые требуют особенной защиты от атмосферных осадков). Вагон является принципиально новым видом доставки по железной дороге, являются конкурентоспособным продуктом на российском рынке грузоперевозок.
При транспортировке зерновых от железнодорожных станций или морских (речных) портов до потребителя необходим специализированный автотранспорт. Продукт гигроскопичен, поэтому требует особых условий доставки. Есть самая современная технология транспортировки продукта — специальная тара, позволяющая безопасно, комфортно, удобно и эффективно производить операцию.