Такой важнейшей задачей и способом ее решения, как транспортировка зерновых культур, занимаются на всех уровнях руководства страны, особенно в Министерствах сельского хозяйства и транспорта. Например, оценивая прирост производства зерновых и масленичных культур Центром транспортных стратегий, становится очевидным, что в ближайшее время существенно возрастет нагрузка на транспортную инфраструктуру. Перевозка зерновых культур будет играть важную роль в целом в экономике страны.
Эксперты уверены, что к 2017 году только экспортные перевозки во время уборки урожая возрастут на 3,5 -5 млн. тонн в месяц. В наше время сохраняется оборачиваемость на уровне прошлого года, однако, при увеличении тенденции произойдет изменение грузовой базы, поэтому, на основе аналитических данных, потребность в зерновозах в 2017 году существенно возрастет. Пока эксперты прогнозируют тенденции до этого года, а в дальнейшем, какой будет картина, покажет анализ. Но сегодня ясно, что парк автомобилей и железнодорожных вагонов, приспособленных под перевозки зерновых культур должен вырасти на порядок. Почему так встревожены эксперты? Дело в том, что зерновозы, работающие сегодня по профилю, вводились в эксплуатацию чуть ли не 20-30 лет тому назад. И поэтому модернизация автопарка и специализированных железнодорожных вагонов должна происходить сейчас, причем высокими темпами.
Перевозка по железной дороге
Этот вид перевозок осуществляется как внутри страны, так и на экспорт. В этой связи следует понимать, что к процедуре предъявляются особые требования. Профильными министерствами приняты законодательные акты, которые регламентируют способы и виды транспортных вагонов, специализирующихся на перевозке зерновых культур. К этим документам добавляются требования госнадзора, санитарные нормы и многое другое. Сегодня для таких перевозок используются специально приспособленные вагоны, и в них зерно транспортируется качественно, безопасно, без изменения характеристик сырья. Придерживаясь всех требований, следует помнить о том, что вагоны должны помимо прочего, соответствовать требованиям пожарной безопасности. Ведь такие грузы легко воспламеняемы, и продукт не должен превышать свою влажность более 10% и быть не ниже 5%. Все опубликованные правила касаются большинства зерновых культур, разрешено их перевозить в специализированных вагонах – зерновозах насыпью, а также, в специальной упаковке навалом.
С недавних пор появился новый вид вагона, так называемый хоппер. Он предназначен для перевозки зерна и пищевых продуктов. Он высококонкурентен в отношении всех остальных вагонов. В нем максимально соблюдается режим гигроскопичности продукции, с особыми, технологически заданными параметрами.
Доставка автомобилями
В нашей стране первичная перевозка зерна с поля и доставка его до пункта назначения осуществляется автомобильным транспортом. Как правило, зерно отправляется на хранение в определенные пункты назначения. И это важнейшее звено в цепи перевозки зерновых культур. Сегодня нет окончательных и достоверных статистических данных по всем объемам перевозок во время страды. Но есть некоторые аналитические данные, которые говорят о том, что примерно 90% собранного урожая на стадии первичной доставки зерна на первичную переработку с поля осуществляется автомобильным транспортом. В дальнейшем используется железнодорожный транспорт, речной или морской, особенно плотно используются эти виды перевозок для экспорта зерна.
С точки зрения рентабельности грузоперевозки автотранспортом могут быть выгодными лишь на небольших расстояниях, не более 200 км. И лишь при перегрузе на железной дороге и нехватке вагонов, грузовики могут использоваться и на более дальние расстояния. Нельзя не отметить, что автотранспорт более мобилен, чем ж\д вагоны, также, это более скоростной вид перевозок, и более гибок при транспортировке небольших партий груза. И безусловным преимуществом автомобильного транспорта является его доступность в работе с частными предпринимателями и сельхозпроизводителями.
Проблемные стороны и варианты решения
Основной способ доставки зерна с поля, т.е. первичной перевозкой остается автотранспорт и железная дорога. О том, что на сегодня стоит проблема обновления парка вагонов и автомобилей, понимают все. Работа в этом направлении идет и модернизация процесса перевозки на стадии полной перезагрузки. Что касается автотранспортной доставки зерна к потребителям или в пункты первичной переработки, то здесь необходимо понимать, что транспортным структурам следует иметь новейшие автомобили. Однако потерям зерна способствует и ряд объективных проблем. Прежде всего, это ужасающее состояние некоторых автомагистралей и периферийных дорог. Это приводит к высоким амортизационным издержкам грузовых автомобилей. Таким образом, что касается перевозок зерна на небольших расстояниях, наилучшим образом с задачей справятся те автопредприятия, которые имеют в собственности новые специализированные зерновозы, осуществляющие доставку зерна оперативно и эффективно.